Пятница, 20.10.2017, 17:24
Приветствую Вас Гость
Главная » 2011 » Октябрь » 19 » Cанитарное законодательство и жилые дома
22:57
Cанитарное законодательство и жилые дома
Версия для печати

Некоторые проблемы учета требований санитарного законодательства при проектировании схемы планировочной организации земельного участка, предназначенного для жилого дома.

Санитарно-защитные зоны

В п. 2.5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (в действующей редакции) говорится, что «объекты, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки…»

В п. 5.1. «В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха»

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не содержит определения понятия территория жилой застройки, поэтому до настоящего времени ограничения санитарно-защитными зонами накладываются при размещении  собственно жилых домов, площадок отдыха, детских и спортивных площадок.

С 15 августа 2010 г действуют СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".

В п 2.2. этих СанПиН сказано  «Участок, отводимый для размещения жилых зданий, должен: находиться за пределами территории промышленно-коммунальных, санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов…».

Это более жесткое требование, если под словом «участок» понимать земельный участок в границах землеотвода.  В нашей практике применение этого пункта не встречалось, но на наш взгляд на ранних стадиях проектирования необходимо добиваться именно факта отсутствия СЗЗ, накрывающих любую из частей земельного участка под жилой дом. В противном случае существует риск, что при буквальном применении п 2.2. возникнут проблемы при прохождении экспертизы.

Исходя из нашей практики ответ на вопрос о наличии санитарно защитных зон окружающих предприятий, которые могут накрыть участок жилого дома следует выполнять в следующем порядке.

1.В КГА необходимо получить ситуационный план с перечнем объектов адресной системы в некотором радиусе вокруг застраиваемого земельного участка. В идеале этот радиус должен составлять величину 1000 метров, поскольку в классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 наибольший размер СЗЗ составляет 1000 м. На практике мы как правило запрашиваем перечень в 300-метровой зоне для земельных участков внутри города, т.е. для выявления предприятий III-V классов опасности. Предприятия I и II классов в городской черте – довольно редкое явление, тем не менее решение о радиусе запроса принимается в каждом конкретном случае после предварительного изучения градостроительной ситуации.

2.На основании перечня объектов адресной системы выявляются потенциально опасные объекты, СЗЗ которых могут покрыть рассматриваемый земельный участок. На основании различных источников информации на ситуационную схему наносятся санзоны таких объектов с целью определения проблемных объектов.

Размеры СЗЗ определяются на основе санитарной классификации СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (ориентировочные размеры СЗЗ), а также на основании выданных санитарно-эпидемиологических заключений на проекты СЗЗ (расчетные и окончательные размеры СЗЗ).

Следует понимать, что наличие положительного санэпидзаключения на проект СЗЗ в большинстве случаев не означает, что СЗЗ установлена. (п. 4.1. «Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта»). Для окончательно установления СЗЗ как правило требуется выполнения плана мероприятий по организации СЗЗ и проведения натурных исследований с последующем обращением в Роспотребнадзор с заявлением об установлении СЗЗ.

В некоторых случаях разработка проекта СЗЗ не требуется.

Определение границ СЗЗ производится путем откладывания ее размера, как правило, от границ земельного участка предприятия.

В самих СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 это требование сформулировано довольно невнятно.

«3.3. Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, далее - промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении».

Как правило, на практике границы СЗЗ откладываются именно от границ землеотвода.

3.Уточнение наличия санитарно защитных зон и их размеров производится путем запроса в органы Роспотребнадзора. Нет гарантии, что Роспотребнадзор обладает всей нужной информацией. В таких случаях производится более тщательное изучение предприятия с целью определения размера его СЗЗ.

Как известно, В соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании" п.3 статьи 12 ФЗ от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" УТРАТИЛ СИЛУ С 21 ОКТЯБРЯ с.г.

Указанный пункт звучит следующим образом: «3. Предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.»

Соответственно, до 21 октября 2011 г. при получении соответствующих санэпидзаключений ответственность за отсутствие санзон ложилась на Роспотребнадзор.

Мы не знаем как будут обстоять дела после 21 октября, но можно предположить, что за этот вопрос в полной мере становится ответственна госэкспертиза. Соответственно, проектировщикам необходимо будет документально подтвердить отсутствие СЗЗ основываясь на данных КГА,  Роспотребнадзора и руководствуясь СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Генеральный план.

В СанПиН 2.1.2.2645-10 определен ряд требования к участку и территории жилых зданий при их размещении «2.3. Отводимый под строительство жилого здания земельный участок должен предусматривать возможность организации придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений»

Это требование изложено императивно. Следовательно, наличие всех перечисленных площадок в границах земельного участка является обязательным требованием.

Важными и временами спорными являются требования к разрывам от автостоянок и проездов, которые определяются правилами САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

С одной стороны, п. 2.6. гласит «Для … гаражей и автостоянок… устанавливается расстояние от источника …  воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений».

С другой стороны, п. 7.1.12. «Разрыв от автостоянок и гаражей-стоянок до зданий различного назначения следует применять по таблице 7.1.1.»

Разрыв от сооружений для хранения легкового автотранспорта

до объектов застройки

 

Объекты, до которых исчисляется 
разрыв             

Расстояние, м              

Открытые автостоянки и паркинги     
вместимостью, машино-мест         

10 и
менее

11 - 50

51 - 100

101 - 
300  

свыше 
300  

Фасады жилых домов и торцы с     
окнами                           

10 

15  

25   

35  

50   

Торцы жилых домов без окон       

10 

10  

15   

25  

35   

Территории школ, детских         
учреждений, ПТУ, техникумов,     
площадок для отдыха, игр и       
спорта, детских                  

25 

50  

50   

50  

50   

Территории лечебных учреждений   
стационарного типа, открытые     
спортивные сооружения общего      
пользования, места отдыха        
населения (сады, скверы, парки)  

25 

50  

по   
расчетам

по  
расчетам

по   
расчетам

 

На практике в большинстве случаев санитарные эксперты придерживаются п. 7.1.12.

В примечаниях к таблице есть такое: «11. Для гостевых автостоянок жилых домов разрывы не устанавливаются». При этом определения гостевой автостоянки нет. На практике в большинстве случаев доказать, что та или иная автостоянка является гостевой довольно сложно. В частности, при наличии большой подземной автостоянки, обеспечивающей потребности дома, относительно небольшие открытые автостоянки с большой долей вероятности могут быть классифицированы экспертами как «гостевые».

Другим противоречием, осложняющим организацию земельного участка, являются следующие пункты:

Примечание 4 к таблице 7.1.1. «В случае размещения подземных, полуподземных и обвалованных гаражей-стоянок в жилом доме расстояние от въезда-выезда до жилого дома не регламентируется.»

В то же время примечание 5 «Разрыв от проездов автотранспорта из гаражей-стоянок, паркингов, автостоянок до нормируемых объектов должен быть не менее 7 метров».

Буквально это означает, что в нескольких сантиметрах от въезда уже регламентируется проезд в гараж и требуется разрыв 7 м.

Очевидна абсурдность этого требования, однако на практике оно вызывало проблемы в Госэкспертизе.

В принципе требование 7 метров именно от проездов до гаражей и стоянок означает наличие четко организованной схемы движения на земельном участке.

Еще одно требование (примечание 4) «Для подземных, полуподземных и обвалованных гаражей-стоянок регламентируется лишь расстояние от въезда-выезда и от вентиляционных шахт до территории школ, детских дошкольных учреждений, лечебно-профилактических учреждений, жилых домов, площадок отдыха и др., которое должно составлять не менее 15 метров» должно выполняться безусловно.

На первый взгляд безобидный пункт 2.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Участок, отводимый для размещения жилых зданий, должен … соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов в почве, качеству атмосферного воздуха, уровню ионизирующего излучения, физических факторов (шум, инфразвук, вибрация, электромагнитные поля) в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации» приводит к довольно значительным проблемам при размещении детских, спортивных и площадок отдыха.

Связано это с тем, что, как правило, уровни шума от прилегающих к участку автомобильных дорог и в ряде случаев от иных источников шума превышают нормативные значения. Единственное средство защиты для территорий – экранирование. Таким образом, целесообразно размещать эти площадки на внутридворовой территории с тем, чтобы сами жилые дома выполняли экранирующую функцию. В противном случае приходится проектировать высокие экранирующие заборы, которые с практической точки зрения совершенно нелепы.

И, разумеется, не следует забывать о продолжительности инсоляции на детских и спортивных площадках.  Ее продолжительность должна быть не менее 3-х часов непрерывной инсоляции (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01).

И последнее –контейнеры для сбора мусора. САНПИН 2.1.2.2645-10, п. 8.2.5.  «Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.»

Что означает требование не более 100 м, мы не знаем. Но оно написано, и лучше его соблюдать.

 

Генеральный директор

ООО "Проектное бюро Буданова"

Дмитрий Александрович Буданов

Просмотров: 11031 | Добавил: Admin
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Форма входа
Очень полезные ссылки
  • ГИС инвестора
  • ГИС КЗР
  • Где этот дом
  • НП ГАИП
  • Документы Экологам
  • Экологический форум
  • Реестры Роспотребнадзора
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Проектное бюро Буданова © 2017 |